Бухта Ласпи

Бухта Ласпи

 

Ласпи - это бухта и все заповедное урочище со своим микроклиматом, где много редких реликтовых растений. Ласпинское побережье - любимые места отдыха студентов.

Туда приезжают с палатками, взяв маски, подводные ружья, удочки, плавают по нескольку часов в море, а в перерывах читают вслух книгу про Робинзона. Даже пресную воду собирают в море, из подводных источников - остатков тех знаменитых родников, которые мутили когда-то прозрачную бухту. Подобно героям Джека Лондона из «Сказок южных морей», студенты на ощупь, по остренькому холодку, отыскивают в теплом море родники. Ныряют с пустыми бутылками, а выныривают с полными. С интересом следят за ними дельфины, которых всегда много в бухте Ласпи, между мысом Сарыч и мысом Айя. Так же плавали они здесь и с таким же интересом следили за своими «теплокровными братьями» 3-4 тысячи лет назад, и гораздо раньше...

«Ай» переводится с тюркского как «Святой», «Айя» — «Святая». От восточных ветров бухта Ласпи защищена горными хребтами Караных-Кая и горой Атанаса (739 м), от западных и северных - горой Куш-Кая (663 м).

 

Как только пришли в Крым первые люди, не могли они не выбрать для себя крутое возвышение на мысе Айя - природой сотворенную крепость, из которой можно в обход спускаться к морю, чтобы ловить рыбу в глубокой (до 60 м) бухте, собирать съедобных моллюсков. В 1828 году археологи обнаружили здесь кремниевые орудия и кучи раковинных створок. Странная, занятная для нас картина: первобытные люди ныряют в море и, подобно современным мальчишкам, срывают с подводных скал гроздья устриц и мидий, потом жарят их над костром...

В средние века на берегу бухты Ласпи тоже было укрепленное поселение. От него остались поросшие плющом развалины стен, куски водопровода. Здесь построили семь деревушек и несколько церквей, в том числе расписанный фресками монастырь Святого Ильи IХ-Х веков. В долине было много родников, но вода ушла под землю после сильного землетрясения в марте 1790 года. Вслед за тем исчезли поселения - люди перебрались в близлежащую Хайтинскую долину.


Через два года хозяином здесь стал граф Мордвинов. Вначале крестьяне платили ему за аренду, а со временем выкупили землю долины и вместе с нею будущий курортный поселок Батилиман (по гречески Глубокий залив), где стоял единственный домик на берегу моря.

Позже местные жители продали землю рядом с бухтой Ласпи французу Вассалу. По его распоряжению там построили винподвал и посадили французские сорта винограда; со временем виноград и вина из Ласпи стали известны по всей России.

После войны 1853-56 годов побережье залива снова перешло к местным жителям, затем здесь появилось имение помещика Рувье. Южные склоны распахивались под виноградники, в море уходили рыбацкие лодки.

 

В начале XX века родился «проект века». Владелец Фороса (самого южного поселка в Крыму), инженер Г. К. Ушков спроектировал строительство железной дороги вдоль Южного берега, из Севастополя в Ялту и, главное, добился финансирования. В 1915 году было создано «Общество крымских железных дорог». На Южный берег завезли рельсы и шпалы, но строительству помешала революция. В 1920 году эти рельсы отвезли на Перекоп, и по ним стали ходить белогвардейские бронепоезда...

Но еще к концу XIX века Крым становился по-настоящему курортным, а дороги на Южный берег не было. Начальником изыскательской партии, а затем проектировщиком будущей железной дороги из Севастополя в Ялту был назначен инженер путеец Н. Г. Гарин-Михайловский, известный читающей публике как писатель, автор чудесных детских сказок и повестей. Из-за начатой в 1904 году русско-японской войны железную дорогу по его проектам (было не меньше восьмидесяти вариантов) так и не построили. На скале у поворота к Батилиману установлен барельеф писателю-инженеру.

Со смотровой площадки открывается вид на бухту Ласпи, вокруг которой все-таки прошла автотрасса Севастополь - Ялта. По чертежам и разработкам Николая Георгиевича Гарина-Михайловского ее проложили наши современники.

 

Проезжая мимо бухты Ласпи, водители немного завидуют пассажирам, которые не обязаны смотреть вперед, на дорогу. Пассажиры жадно глядят на залив и на замыкающий его мыс Айя высотой 557 метров, что ограничивает с запада курортное Южнобережье.